Агентство конкуренции завершило исследование фармацевтического рынка. В промежуточном отчете по мониторингу фармацевтического рынка, опубликованном на официальном сайте Агентства, читаем:
— «Крупные компании владеют клиниками и страховыми компаниями, что дает им рыночную власть, позволяющую оказывать значительное влияние на лиц, ответственных за назначение медикаментов. В результате принятые решения могут не отвечать наилучшим интересам пациента, а соответствовать коммерческим и бизнес интересам конкретной холдинговой группы/групп, и в ряде европейских стран такая интеграция, включая даже владение аптечными сетями, запрещена».
В отчете уточняются ожидаемые выгоды от ограничения холдинговой структуры рынка – «По мнению Агентства, необходимо, чтобы осуществление непрофильной деятельности экономическими агентами — импортерами/оптовыми и розничными поставщиками медикаментов подлежало специальному регулированию, поскольку это позволит исключить возможные негативные последствия такой структуры рынка для потребителей и общей конкурентоспособности рынка».
Мы обратились к генеральному директору страховой компании «Унисон» Василу Ахрахадзе с просьбой высказать свою позицию по этому вопросу.
— Господин Васил, как известно СМИ и широкой общественности, Вы много лет говорите о негативных последствиях деятельности таких холдингов как для рынка в целом, так и в конечном итоге для потребителей. Как Вы думаете, что изменится, если рекомендации будут учтены правительством?
— Да, наша команда, с момента создания компании старается донести до потребителей один простой месседж о том, что «Унисон» является независимой страховой компанией. К сожалению, после этого нам приходится подробно объяснять, что подразумевается под этим словом, что мы не связаны с медицинским или фармацевтическим сектором, и следовательно не заинтересованы в том, чтобы медицинские провайдеры выписывали нашим застрахованным больше лекарств, чем им на самом деле нужно и/или назначали бесконечные визиты к врачам, и что мы ориентированы на сохранение здоровья застрахованных, а не на получение прибыли через медицинский или фармацевтический сектор от клиентов, которые приобрели полисы медицинского страхования по невыгодной для страховщика цене. Если оценивать ситуацию, прибегнув к простой статистике, то в Грузии зарегистрировано около 10,000 аптек, что больше, чем в Германии и Франции вместе взятых. О чем это говорит? О том, что у нас самое больное население в мире, и поэтому нам нужно столько аптек? Конечно же нет! Это результат нездоровой модели рынка и отсутствия контроля, усугубляемый ненормальным ценообразованием.
Мы рады, что наша позиция соответствует отчету Агентства конкуренции, и полностью согласны с рекомендациями, которые безусловно служит оздоровлению конкурентной среды и наилучшим интересам потребителей. Важно, чтобы правительство четко понимало, что для предоставления населению доступных фармацевтических услуг жизненно необходимо обеспечить здоровую конкуренцию на рынке, а не создавать тепличные условия для холдинговых компаний.
Мы, со своей стороны, обращаемся к Государственной службе страхового надзора с просьбой инициировать в законодательном органе внесение изменений в Закон «О страховании», которые запрещали бы фармацевтическим компаниям и их учредителям владеть страховыми компаниями. Точно такая же проблема существует и в отношении банков, и было бы хорошо, если бы ее вовремя подвели под одну законодательную инициативу.
Очевидно, что лёд тронулся и нам всем стоит ждать позитивных изменений в этом направлении. С учетом принципа холдинговой взаимосвязи, должны ограничиваться и исключаться упомянутые в отчете «корыстные отношения», противоречащие интересам клиентов, с чего я и начал свое интервью. В таком конфликте интересов страдает потребитель, чьё быстрое выздоровление не входит в интересы страховой компании, которая прямо или косвенно связана с фармацевтической и госпитальной компанией. Поэтому пункт 7 рекомендационной части имеет первостепенное значение: обеспечение максимальной прозрачности и публичности взаимоотношений между лицом, выписывающим рецепты/назначения, и фармацевтическими компаниями.
В заключение хотелось бы отметить следующее: несмотря на то, что мы неоднократно, хотя до сих пор безрезультатно, предупреждали обо всех вышеперечисленных негативных последствиях деятельности холдинговых компаний, на этот раз у нас возникло ощущение, что в ближайшее время картина кардинально изменится. Благодаря этому, в выигрыше останется исключительно потребитель, рядовой гражданин, а страховая компания «Унисон» будет как всегда стоять на страже его здоровья.